Летопись
Биография
Театр
Кино
Галерея
Статьи

Сабуров «Дни и ночи» МХАТ СССР







Гайдай «Гибель эскадры» ЦТСА







Друнин «Летчики» ЦТСА







Соколов «Под чужим небом» ЦТСА







Солнцев «Наследники» ЦТСА








Ромео «Ромео и Джульетта» Н-сиб. ТЮЗ







Иванушка «Конек-Горбунок» Н-сиб. ТЮЗ







Антифол «Комедия ошибок» Н-сиб. ТЮЗ







Сказочник «Снежная королева»
Н-сиб. ТЮЗ

Народный артист Союза ССР Борис Добронравов
«ОГОНЕК»


Каждому, кто побывал на новом спектакле Московского Художественного театра имени Горького «Дни и ночи», невольно вспоминаются незабываемые дни боев за город-герой.
Вспоминаются те дни и ночи, когда героические защитники Сталинграда, цепляясь за каждый дом, за каждый клочок земли, стойко держали оборону, отстаивая тем самым на берегах Волги свободу и цивилизацию народов всего мира.
Капитан Сабуров, один из воинов Советской Армии, воплотил в себе лучшие, драгоценнейшие качества советского патриота, бесстрашного бойца за мир и демократию против фашизма. Вот почему с таким волнением зритель прислушивается к каждому слову актера и с такой искренней, неподдельной симпатией воспринимает каждое его движение, жест, паузу.
Артист Макаров, исполняющий роль Сабурова, впервые в этом году появился на сцене Художественного театра. Судьба его – обычная судьба одаренного человека нашей страны, где подлинное дарование, подлинный талант не могут не выйти на широкую дорогу искусства.
…15 лет назад ученик 9-го класса Колыванской средней школы Василий Макаров вместе с двумя товарищами пешком пришел в Новосибирск. Его привлекло туда объявление в газете: вновь организуемый Театр юного зрителя открыл прием в студию. Юноша попал в руки опытного педагога – организатора театра Н.Ф.Михайлова, угадавшего в мальчике из Колывани, недюжинный талант многогранного и яркого диапазона.
С каждым годом растет и зреет дарование Макарова. Он игрет Тиля Уленшпигеля, Дон Кихота, Павку Корчагина, Труффальдино в «Слуге двух господ», Фердинанда в «Коварстве и любви», но все эти кардинально различные роли до краев насыщены огненным темпераментом актера, мастерством перевоплощения, яркой и образной манерой исполнения.
За непродолжительный срок Макарова полюбили и узнали в Новосибирске. Но вот в 1938 году театр приезжает в Москву. Молодой актер с первого своего появления на сцене в роли Павки Корчагина в спектакле «Как закалялась сталь» сразу завоевывает расположение столичного зрителя. Макаров сумел создать прекрасный, чистый и цельный образ молодого человека Страны Советов, пламенного борца за коммунизм, ярко запомнившийся каждому, кто видел постановку.
Правительство высоко оценило творческие достижения молодого актера: в 1945 году ему присваевается звание заслуженного артиста РСФСР. Осенью прошлого года Макаров получил приглашение вступить в труппу Московского Художественного театра имени М.Горького.
Если меня спросят, что является отличительной чертой исполнения Макаровым роли советского офицера, я отвечу: предельная простота, искренность, правдивость, покоряющие с первого взгляда. Сабуров в исполнении Макарова – прежде всего отважный воин, воплощающий в своем лице героических защитников Сталинграда.
Он обаятельно прост в обращении, заботлив к окружающим, чуть-чуть застенчив в своих отношениях с любимой им девушкой и в то же время непоколебимо тверд и отважен в бою, как может быть тверд и отважен советский офицер. Он такой, каким мы знаем и любим Сабурова, созданного писателем К.Симоновым; он носитель лучших человеческих идеалов, он олицетворяет безграничную храбрость и преданность Родине.
Дебют Василий Макарова на сцене Художественного театра – это победа таланта молодого советского актера.

1947

 


В.Девятайкина
«МОСКОВСКАЯ КИНОНЕДЕЛЯ»
(В.Макаров о своем творчестве)

Моя актерская деятельность началась в Новосибирском драматическом театре. Ромео и Павка Корчагин, Иван Грозный и Луконин из пьесы «Парень из нашего города»…
Я сыграл много ролей, по-разному написанных, разных по идее, глубине, эмоциональной окраске. В 1946 году я был приглашен на работу в Москву, в Художественный театр, а через год состоялась моя первая встреча с кинематографом: я снимался в роли советского разведчика в фильме «Секретная миссия». Но, пожалуй, большее творческое удовлетворение принесла мне моя работа над образом майора Батурина в фильме «Бессмертный гарнизон». К.Симонов видел меня в роли Сабурова в «Днях и ночах» и специально для меня написал роль Батурина. Фильм снимался в Брестской крепости, в тех самых катакомбах, где боролись наши солдаты. Помню, в Москву на премьеру фильма приехал Герой Советского Союза Гаврилов, явившийся прообразом Батурина. Трогательной была наша встреча. Внешне я совсем не похож на него, но все остальное в фильме было предельно достоверно – вот почему фильм взволновал героя. Конечно, находились люди, критиковавшие нашу работу. «Атака в нижнем белье – как это можно? Какой пример показываете солдатам?» - говорили они. А солдаты писали мне: «Товарищ Макаров, «Бессмертный гарнизон» - настоящая картина о войне. Это не «Падение Берлина». Спасибо…»
После «Бессмертного гарнизона» я оставил театр: кино и театр трудно сочетать. Я, например, семь месяцев жил на границе Афганистана, где шли съемки фильма «Операция «Кобра». Ясно, что о работе в театре нечего было и думать. Нельзя сказать, что в театре не так интересно, как в кино, или наоборот. Работа всюду хороша, когда есть что играть, о чем думать.
Моей любимой ролью в театре была роль братьев Антифолов в «Комедии ошибок» Шекспира. Я играл сразу двух братьев. У меня в руках был настолько богатый материал для перевоплощения, настолько выразительными были роли, что, хотя я перед выходом на сцену того или другого брата менял только плащ, оставляя все остальное неизменным, зрители были абсолютно убеждены, что братьев играют два актера. Это большое счастье для нас воплощать такие яркие характеры.
В кино я снимался во многих фильмах: «Суд чести» «Большой концерт», «Высота», «Ботагоз», «Путь славы» и других, но порой так бедна была драматургическая основа фильма, так однолики образы, так однообразны роли, что создать что-либо интересное, запоминающееся было трудно. Правда, с Батуриным мне повезло. Повезло и недавно: только что закончились съемки фильма «Барьер неизвестности», где я сыграл роль летчика-испытателя старшего поколения Казанцева. В его судьбе и характере есть много черт, схожих с судьбами и характерами Громова и Коккинаки. И сама работа оказалась интересной, увлекательной: мы общались с нашими летчиками, народом необыкновенно отважным и скромным, мы снимались в самолетах новейшей конструкции.
Фильм «Високосный год», где я играю роль старого машиниста Куприянова, мне кажется интерен тем, что А.Эфрос, избегая давать лобовые характеристики, хотел показать все так же правдиво и так же сложно, как это бывает в жизни.
Мои планы? Сначала надо сказать, что сейчас я занят в фильме молодого режиссера Ф.Миронера «Увольнительная в город», где я играю рабочего, у которого очень нелегкие отношения с неродной дочерью: она думает, что отчим не любит ее, придирается, а он в сущности добрый, хотя и замкнутый человек. Как и все актеры, мечтаю о сложном, правдивом образе современника в фильме, написанном не ради одного дня, где зрителю не о чем думать, ибо герои сами себя сразу разоблачают или их разоблачают другие, где не надо произносить огромные монологи или пустые фразы, где наш человек показан правдиво, щедро, многогранно. 

1961


Г.К.Журавлева
«ПЕРВЫЙ ДЕТСКИЙ ТЕАТР СИБИРИ»

Знаменем героико-романтического направления, обращенного к более взрослой аудитории, станет фигура легендарного актера Василия Ивановича Макарова (1914-1964), который в 30-е годы и первой половине 40-х годов играл на сцене Новосибирского тюза все главные роли и в классике, и в пьесах современных драматургов,  и в сказках. Среди них: Дон Кихот в одноименной пьесе А. Бруштейн (по роману М. Сервантеса, 1932), Тиль  в «Тиле Уленшпигеле» Е. Гаккеля  (по Шарлю де Костеру, 1933), Карл Моор в «Разбойниках» Ф. Шиллера (1935), Иванушка в «Коньке-Горбунке» П. Горлова (по сказке П. Ершова, 1935), Огонь в «Синей птице» М. Метерлинка (1936), Арсен в одноименной пьесе С. Шаншиашвили (1938), Корчагин в «Как закалялась сталь» Н. Островского (инсценировка Ю. Гегузина и И. Судакова, 1938), Клеант в «Скупом» Ж.-Б. Мольера (1939), Мизгирь в «Снегурочке» А.  Островского (1940), Ромео в «Ромео и Джульетте» В. Шекспира (1941), Фигаро в «Севильском цирюльнике» П.-О. Бомарше (1941), Труффальдино в «Слуге двух господ» К. Гольдони (1942), Сергей Луконин в «Парне из нашего города» К. Симонова (1942), поручик Ржевский в «Давным-давно» А. Гладкова (1943), Антифолы-близнецы в «Комедии ошибок» В. Шекспира (1943).
В таланте В. Макарова органично сочетались трагедийное, героическое, комедийное и характерное начала. Его творчество было отмечено обаянием теплого сочного юмора, непринужденностью исполнительской манеры, народностью.
Характерными чертами творчества В. И. Макарова в период работы его на сцене Новосибирского тюза являлись  романтическая приподнятость, сила чувств, взрывной темперамент. Если ранние работы актера объединяла тема утверждения свободы личности, бросающей вызов серому, обыденному существованию, стремящейся в мир возвышенных идеалов, то в работах конца 30-х  –начала 40-х годов центральной становится тема патриотического долга, понимаемая как тема жертвенного служения Родине. С особой силой она прозвучала в годы Великой Отечественной войны в роли Сергея Луконина в спектакле «Парень из нашего города» (по пьесе К. Симонова, постановка П. Цетнеровича, режиссер Т. Суханова). Обладая огромной силой эмоциональной заразительности, актер читал монолог, который зал мог слушать только стоя. Весь спектакль был пронизан несгибаемой верой в победу.
Незаурядные актерские данные В. Макарова были замечены сразу, еще при его поступлении весной 1930 года в театральную студию при Новосибирском тюзе. Е. Г. Агаронова так вспоминала о тех днях: «Раздался робкий стук, и в дверях появились три паренька,  явно из деревни,  прошагавших не один километр дороги. Они чинно выстраиваются по росту.  Сразу привлекает внимание самый высокий. Ему лет 16—17. Он с рыжевато-каштановыми кудрями. У него  огромные серо-голубые глаза, опушенные, как у девушки, красивыми ресницами. Он румян, светел ликом и  статен, как царевич Иван.
Паренек, улыбнувшись белозубо и ясно, сказал, что они пришли пешком из Колывани «учиться на артистов». И начал читать монолог Карла Моора из «Разбойников» Шиллера. Красивый, от природы поставленный голос Васи вдруг «дал петуха». Но он тут же, подавив смущение, с обескураживающей простотой и обаянием произнес: «Это у меня голос ломается. Переходный возраст».
Что и говорить, Вася покорил всю комиссию не только своими великолепными природными данными, обаянием, простотой, юмором, но и данными артистическими: органикой, воображением, интуицией».
С первых ролей В. Макаров становится ведущим актером Новосибирского тюза. Он много читает, работает с различными постановщиками, приезжавшими из Ленинграда. Продолжает учиться у своего первого педагога Н. Ф. Михайлова уже как режиссера, играя в его постановках. А в 1937 году в его спектакле «Дубровский» он встретится с Н. Михайловым и как с партнером.
Программным спектаклем Новосибирского тюза  30-х годов станет «Как закалялась сталь» Н. Островского с героем Павлом Корчагиным, предельно воплотившим идею самопожертвования, человека, сгоревшего в горниле революции во имя этой идеи.    
Спектакль создавался в кратчайшие сроки. Ставил его ленинградский режиссер, бывший трамовец — Р. Суслович. Помогали ему актриса Т. Суханова, с успехом занимавшаяся и режиссурой, и В. Макаров. Репетиции шли не только днем, но и ночью. Напряженный, изнуряющий их темп входил в замысел постановщика, стремящегося передать атмосферу событий произведения Н. Островского. Ключевыми в работе над образом Корчагина для В. Макарова стали слова героя: «В жизни можно гореть или коптеть. Я не могу коптеть, я хочу и буду гореть». И В. Макаров играл его полным огня, предельно убедительным во всех фазах развития сложного характера — от озорного, неуемного «в своей энергии подростка» до несгибаемого солдата революции; «его прямота,  его непримиримость не лишали его ни человеческой мягкости, ни даже лиризма».
Именно этот спектакль шел на сцене Новосибирского тюза в первый день Великой Отечественной войны и провожал отряды уходящих на фронт сибиряков, прощавшихся с родным городом и всей  мирной жизнью…

1993

 

© 2008 – 2017 Сергей Николаев