Летопись
Биография
Театр
Кино
Галерея
Статьи







Нажмите для увеличения




Нажмите для увеличения




Нажмите для увеличения




Нажмите для увеличения




Нажмите для увеличения




Нажмите для увеличения

30 декабря 1913 года по старому стилю в деревне Скала ныне Колыванского района Новосибирской области в семье крестьян–рыбаков родился первенец – Василий. Его детство и юность прошли в удивительно красивых местах, деревня Скала расположена на высоком берегу Оби. Макаров очень нежно и с большим уважением относился к своим родителям, сестрам и брату, всегда гордился ими.

Его мать, Агафья Ивановна, была статная красивая женщина, сдержанная, терпеливая, трудолюбивая и мудрая. Василий Иванович, внешне был очень на нее похож. А отец, Иван Николаевич, был очень артистичен. Дед Василия, Николай Афанасьевич, был кладезь юмора и мудрости. Определенно, чувство юмора Василию передалось от деда и отца. Природа не обидела Макарова и щедро наделила его талантом. Он умел играть на гармошке и гитаре, хотя нигде этому не учился, хорошо рисовал, прекрасно копировал других людей, был очень остроумным человеком. Он с детства тянулся к искусству, и эта тяга в конце концов привела его в Новосибирский ТЮЗ, куда он действительно пришел пешком вместе с другими деревенскими парнями, один из которых Алексей Сорокин, стал потом ведущим танцовщиком Музыкального театра имени К.С. Станиславского и В.И. Немировича–Данченко. Василий Иванович дружил с ним до конца своих дней.

В ТЮЗе у Макарова были прекрасные педагоги: Николай Федорович Михайлов (1902 – 1969) и Елизавета Дмитриевна Головинская (1890 – 1958). Память и благодарность к этим людям он пронес через всю свою жизнь.

Он очень много играл, его любимыми ролями были Павка Корчагин, Труффальдино в «Слуге двух господ», братья – близнецы в «Комедии ошибок». Роли играл разноплановые: от комедии до трагедии.

В 1945 году Василию Ивановичу Макарову, одному из самых молодых провинциальных актеров присвоили звание Заслуженного артиста РСФСР.

О своей работе в Московском Художественном Академическом театре им. М.Горького он всегда вспоминал с благоговением. Встреча с прославленными корифеями МХАТа была для него трудной, но прекрасной школой. Перед премьерой «Дней и ночей» К.М.Симонова, Ольга Леонардовна Книппер–Чехова подошла к нему, поцеловала и перекрестила перед выходом на сцену. А Борис Добронравов после выхода спектакля написал о Макарове очень теплую статью. Партнерами Макарова были такие выдающиеся актеры, как А.К. Тарасова, Б.Н. Ливанов, А.Н. Грибов, В.О. Топорков, М.И. Прудкин, И.П. Гошева, а режиссер Михаил Кедров сказал об актере, что это такая хорошая глина, лепи, что хочешь.

После спектакля «Дни и ночи» Василий Иванович подружился с Константином Михайловичем Симоновым, и их дружеские отношения продолжались до конца его жизни.

На сцене МХАТа Макаров сыграл три главные роли, получил орден «Знак Почета» и звание лауреата Сталинской премии.

К большому сожалению для самого Василия Макарова, он вынужден был уйти из МХАТа и виной тому стало его чрезмерное увлечение алкоголем.

Несмотря на такую «порочащую славу», сразу три театра сделали предложение Макарову. И какие! Малый театр, Московский театр Драмы и Центральный театр Советской Армии.

Василий Иванович выбрал Театр Советской Армии, ведь совместная работа с выдающимся режиссером Алексеем Дмитриевичем Поповым, это очередная ступень актерского мастерства, путь к совершенству. На сцене театра Макаров вел репертуар. Ежегодно выходили спектакли с его участием, причем во многих из них артист исполнял главные роли.

Но это были в основном социальные герои современности, революционеры или военные: название театра обязывало. И тем не менее, Василий Иванович украсил труппу ЦТСА пятидесятых годов.

Макаров часто говорил, что роли, которые он играл во МХАТе и в Театре Советской Армии, были похожи друг на друга и мало интересны для него, как для актера. Лучшие свои роли он сыграл в Новосибирске.

Любимым писателем у него был Антон Павлович Чехов, когда под рукой не было новой интересной книги, он всегда брал с полки томик Чехова и с удовольствием перечитывал его рассказы и письма.

Его отношение к кино было двойственным. Макаров очень любил кино, как зритель, а зритель он был благодарный: вдоволь смеялся и плакал.

Как актер, Макаров относился к кино, как к чему-то вторичному. Он считал себя прежде всего театральным актером и истинное наслаждение получал от хорошо сыгранного спектакля.

Ему часто предлагали интересные и большие роли в кино, но дирекция театров, где он работал, не отпускала его на съемки, потому что он вел репертуар.

Самой большой и удачной его работой в кино был фильм «Бессмертный гарнизон» (1956) по сценарию К.М. Симонова, посвященный защитникам Брестской крепости. Театр Советской Армии, где артист тогда работал, отпустил его на съемки, освободив от спектаклей потому, что Симонов, видевший только Макарова в главной роли – комиссара крепости Батурина, сделал все возможное для этого. Партнерами Василия Ивановича были легендарные и популярные актеры советского кино – Валентина Серова и Николай Крючков. Образ, созданный Макаровым в картине «Бессмертный гарнизон» еще раз показал, что актер способен показать внутреннюю стойкость, мужество и героизм защитника Брестской крепости. Батурин – настоящий коммунист, любящий муж и отец.

В семье Василий Иванович был счастливым мужем и отцом. У него были прекрасные отношения с любимыми женщинами – женой Асей Березовской и дочерью Наташей.

Он был очень домашним человеком, несмотря на большую загруженность работой. В выходные предпочитал оставаться дома с семьей и разговаривать о природе, о театре, о литературе.

В жизни Макаров пережил все то, что пережила любая советская семья. Родители его были сосланы в глухую деревню, далеко в тайгу, куда можно было добраться только пешком. Они были бедны и трудились от зари до зари за трудодни, на которые ничего не получали, да за место на доске Почета. Брат Василия Ивановича, Сергей, погиб на фронте во время Великой Отечественной войны. Родной дядя, который жил и работал в Новосибирске был арестован и расстрелян в 1937 году, как японский шпион.

Всего пятьдесят лет жизни даровала ему судьба, и Василий Иванович Макаров использовал это дорогое время с пользой для отечественного театрального и киноискусства.

Его связывала дружба с Петром Мартыновичем Алейниковым. Однажды на съемках фильма «Драгоценные зерна» Алейников заменил исполнителя роли комбайнера Яшкина – артиста Макарова, которого срочно отозвали в театр. Для Макарова это был бы возможный дебют в кино, и любой другой актер затаил бы обиду на Алейникова, но не Василий Иванович. Много лет два актера со своими женами и детьми неоднократно выезжали на совместный отдых.

Василий Иванович Макаров умер 29 февраля високосного 1964 года, мгновенно, от инсульта.

Похоронили актера на Пятницком кладбище в Москве. Семья начала хлопотать о перезахоронении праха на Новодевичьем кладбище, ведь заслуги артиста были достойны этого престижного советского погоста. Дирекция киностудии «Мосфильм» оказала помощь вдове Макарова и в 1965 году артист был перезахоронен в колумбарии Новодевичьего. В июле того же года умер Петр Мартынович Алейников. Несколько тысяч человек пришли проводить в последний путь любимого актера на Новодевичье кладбище.

И даже после смерти, их снова свела судьба. Теперь они совсем рядом ... Василий Макаров и его друг Петр Алейников.

18 февраля 1981 года одна из улиц села Скала стала носить имя Василия Макарова. Кстати, это единственная улица в Новосибирской области, названная именем актера.

 

© 2008 – 2017 Сергей Николаев